Буксирные и сцепные устройства. Буксирное устройство судна. Элементы буксирного устройства. Правила ТБ при технической эксплуатации буксирного устройства Состав и назначение буксирного устройства
Буксирное устройство, устанавливаемое на буксирных и спасательных судах, предназначено для буксировки несамоходных судов и плавсредств, а также самоходных судов, потерявших возможность двигаться своим ходом.
Выбор типа буксирного устройства зависит от назначения буксира и способа буксировки. При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ; буксировку в порту и на рейде чаще выполняют лагом (борт о борт), а также в кильватер на коротком тросе (длиной до 100 м). Для буксировок по внутренним водным путям характерны как первые два способа, так и способ толкания, распространившийся после создания речных и озерных толкачей. Особым образом проводят буксировку во льдах: нос буксируемого судна вводят в углубление в корме буксира, надежно швартуют и в таком положении буксируют, судно.
В состав буксирного устройства входят буксирная лебедка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания), трос, гак, или направляющий блок, буксирная дуга, арки, буксирный клюз и ограничители буксирного троса.
Буксирная лебедка предназначена для регулирования в процессе буксировки длины и натяжения буксирного троса. Длину обычно изменяют только во время буксировки судов по внутренним водным путям; в условиях извилистого фарватера, при проходе быстрин, перекатов и других мест, когда приходится уменьшать расстояние между буксиром и судном. Натяжение троса необходимо регулировать только при морской буксировке в условиях волнения, когда трос попеременно то ослабляется, то чрезмерно натягивается.
Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий принимать до 300 м троса на речных судах и до 900 м - на морских. Различают буксирные лебедки простого действия - на буксирах внутреннего плавания - и автоматические - на морских буксирах. При буксировке речных и озерных судов трос с буксируемого судна направляют на барабан лебедки простого действия, заторможенный ленточным тормозом (при неожиданных рывках срабатывает амортизатор в составе ленточного тормоза и барабан лебедки проворачивается). Конструкция лебедки позволяет стравливать буксирный трос на ходу судна и стопорить барабан лебедки при неработающем приводе с помощью тормоза.
Возникающие на взволнованном море неоднократные рывки смягчаются специальным следящим автоматическим устройством , стравливающим трос при чрезмерном его натяжении и выбирающим его при появлении слабины. Во избежание спутывания троса на буксирных лебедках обязательно предусматривают тросоукладчик.
Буксирные лебедки имеют электрический или, реже, паровой привод с тяговым усилием от 6 до 100 тс. Для подачи и выбирания буксирных тросов и выполнения швартовных операций на буксирах, не имеющих специальных лебедок, используют электрические лебедки или лебедки-вьюшки.
Буксирные тросы , применяемые для буксировки, бывают стальные, растительные (пеньковые, манильские, сизальские) и синтетические (капроновые, нейлоновые, куралоновые). Последние имеют преимущества перед стальными и растительными тросами: они легче, эластичнее, однако из-за искрообразования при их разрыве применять тросы из искусственного волокна при буксировке судов, перевозящих нефтепродукты первого разряда, как правило, не разрешается.
Буксирный гак служит для закрепления буксирного троса и его отдачи при буксировке без помощи специальной лебедки. На буксирах, имеющих буксирные лебедки, гак является резервным средством. Буксирные гаки бывают откидные и не откидные, открытые и закрытые, с амортизатором или без него, с механическим или гидравлическим затвором, с автоматической, дистанционной или ручной отдачей. Правила Регистра требуют, чтобы на морских буксирах применялись откидные закрытые гаки с амортизаторами, имеющие надежную и быстродействующую систему отдачи, что очень важно для безопасности буксира - при достижении им опасного крена трос должен быть немедленно отдан.
Буксирные гаки снабжают пружинными амортизаторами, предназначенными для поглощения энергии ударных волн, возникающих в тросе при буксировке. На некоторых буксирах ограниченного района плавания применяют буксирный направляющий блок, через который пропускают трос от лебедки к буксируемому судну. Направляющий блок крепят аналогично буксирному гаку - на буксирной дуге или (на буксирах внутреннего плавания) стационарно.
Буксирную дугу устанавливают в районе ЦТ судна по длине и как можно ниже. Она предназначена для крепления буксирного гака к корпусу буксира с таким расчетом, чтобы он мог перемещаться в горизонтальной плоскости (у портовых буксиров не менее чем на угол 180°).
Буксирные арки из труб или круглой кованой стали располагают в кормовой части буксира (две-три арки) для защиты установленного на палубе оборудования и находящихся на ней людей от повреждения тросом. Кроме того, буксирные арки обеспечивают возможность плавного перехода буксирного троса с борта на борт.
Кормовой буксирный клюз предназначен для ограничения перемещения буксирного троса в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Клюзы бывают глухие, с откидывающейся наметкой, и с роульсами. В связи и тем, что в глухие клюзы трудно заводить буксирный трос, их применяют только на небольших портовых и рейдовых буксирах. Более распространены клюзы с наметкой, а на больших буксирах - с роульсами.
Бортовые ограничители буксирного троса предотвращают занос его в горизонтальной плоскости в нос на угол, больший допускаемого угла горизонтального перемещения буксирного гака.
Перечисленные детали буксирного устройства применяют при буксировке судов кильватерным способом. Для буксировки лагом используют швартовные кнехты и шпили.
Предназначенные для толкания толкачи, также как и толкаемые суда или баржи, оборудуют счальными устройствами , обеспечивающими жесткую счалку толкаемого состава (толкач-баржа), эластичность при ударах и, при необходимости, быструю отдачу. Существует немало различных типов счальных устройств, но наибольшее распространение получил двухопорный счал из двух вертикальных сварных стальных балок коробчатого сечения и целой системы тросов, а также двух опорные счальные устройства с автоматическим сцепным замком, обеспечивающим автоматическое сцепление толкача с баржей и дистанционно управляемое расцепление в течение 20-30 секунд.
Список использованной литературы.
1. А.Е. Богомольский - “Судовые вспомогательные механизмы”.
2. Е.Г. Фрид - “Устройства судна”.
3. “Справочник капитана промыслового судна”.
4. “Справочник судового механика 2”.
БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО
БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО
(Towing arrangement) - специальное устройство, устанавливаемое на буксирах, ледоколах, а иногда и грузовых пароходах для буксировки судов. В простейшем случае Б. У. состоит из треноги, прочно укрепленной на палубе судна и снабженной в верхней части бугелем; на бугель вешаются буксирные гаки, за которые крепится конец буксирного троса. Обычно буксирный бугель крепится к переборке какой-либо надстройки и связывается тягами с продольными переборками, бимсами и пр., чтобы разнести усилие от буксира на большее число связей. Для возможности быстрой отдачи буксирного конца буксирные гаки делают шарнирными. Для проводки буксира на достаточной высоте над палубой судна в кормовой части последнего ставят буксирные дуги .
Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941
Буксирное устройство
совокупность механизмов, изделий и устройств для буксировки несамоходного плавсредства или судна, потерявшего ход. Включает буксирные тросы, гаки, кмозы, кнехты, битенги, киповые планки, лебедки, арки, браги.
EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010
Смотреть что такое "БУКСИРНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:
буксирное устройство - Комплекс механизмов и приспособлений, предназначенный для обеспечения буксировки плавучих средств. [ГОСТ 26069 86] Тематики палубные механизмы, судовые устройства EN towing gear DE Schleppausrüstung FR appareil de remorquage … Справочник технического переводчика
Буксирное устройство - 111. Буксирное устройство D. Schleppausrüstung E. Towing gear F. Appareil de remorquage Комплекс механизмов и приспособлений, предназначенный для обеспечения буксировки плавучих средств Источник: ГОСТ 26069 86: Механизмы палубные и судовые… …
Устройство трактора буксирное - буксирное устройство элемент конструкции трактора, находящийся спереди трактора, обеспечивающий присоединение приспособлений (например, штанги или буксирного каната) для его буксирования;... Источник: Решение Совета Евразийской экономической… … Официальная терминология
- (шифр «Овод») … Википедия
ГОСТ 26069-86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения - Терминология ГОСТ 26069 86: Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения оригинал документа: D. Ankereinrichtung Е. Anchor handling gear F. Appareil de mouillage Палубный механизм, предназначенный для отдачи и подъема якорей и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
В последнее время в судостроении широкое применение нашли нетрадиционные специальные устройства и механизмы, отличающиеся большим разнообразием типов. На буксирах и рыбодобывающих судах используются буксирные и промысловые лебедки всевозможных конструкций. Люковые закрытия применяются не только на специализированных судах, поскольку само это устройство является специфическим для любых судов с вертикальным способом грузообработки.
Буксирные лебедки . Обслуживают буксирное устройство судна, предназначены для надежного удержания троса при буксировке судна и быстрого изменения расстояния между буксирующим и буксируемым судами. На ледокольно-транспортных судах буксирные лебедки устанавливают на корме, а на буксирах - в средней части судна. Буксировка судов, особенно в условиях морского волнения, - сложная операция, поэтому обеспечивающим ее механизмам необходимо уделять большое внимание. При буксировке в открытом море жесткое закрепление буксирного каната допустимо лишь при плавании в тихую погоду. На морских судах-буксировщиках широкое применение получили лебедки, снабженные автоматическими приспособлениями для травления каната при возрастании нагрузки на него и выбирания каната при ослаблении нагрузки.
Правилами Регистра СССР предписывается возможность работы буксирной лебедки в режимах ручного и автоматического управления. Должен быть обеспечен контроль величины тягового усилия в буксирном канате в данный момент. Соответствующие указатели должны быть установлены около лебедки и на ходовом мостике. Буксирная лебедка должна иметь устройство, следящее за натяжением буксирного каната и не допускающее, чтобы это натяжение превышало номинальную тягу на гаке более чем на 10 %. Должна быть предусмотрена звуковая предупредительная сигнализация, срабатывающая при максимальной допустимой длине вытравленного буксирного каната. Барабаны буксирных лебедок должны быть снабжены канатоукладчиком.
Выполнение указанных требований позволяет буксирной лебедке обеспечивать буксировку несамоходных или лишенных хода плавучих сооружений при волнении моря без резких рывков и провисаний буксирного каната, а также быстрое изменение расстояния между судами, участвующими в буксировочной операции. Для расчета буксирной лебедки основной величиной является номинальная тяга на гаке. Она должна быть равна тяговому усилию, необходимому для буксировки наибольшего воза с заданной скоростью.
На рис. 4.27 приведена кинематическая схема автоматической буксирной лебедки ЛЭ38.
Рис. 4.27. Кинематическая схема буксирной лебедки ЛЭ38
Приводной электродвигатель 9 соединен зубчатой муфтой 8 с ведущим валом редуктора 5. На противоположном консольном конце ведущего вала редуктора закреплен центробежный колодочный тормоз 7 для ограничения скорости электродвигателя. Грузовой вал 19 является ведомым валом редуктора. В средней его части на подшипниках качения насажен буксирный барабан 20, на котором закреплены ведущая коническая шестерня привода канатоукладчика и водило планетарной передачи. Планетарная передача 12 состоит из солнечной шестерни 15, закрепленной на грузовом валу, водила 18 стремя сателлитами 16 и корончатого колеса 17. Грузовой вал со стороны редуктора опирается на два подшипника качения, закрепленных в разъеме корпуса редуктора. Противоположный конец грузового вала уложен в разъемный подшипник скольжения стойки 13. Вал опирается на стойку через сидящую на нем ступицу корончатого колеса планетарной ступени 14. Планетарная передача, являющаяся последней понижающей ступенью силовой передачи лебедки, используется также для отключения буксирного барабана на время травления каната ходом судна. Отключение буксирного барабана от механизма лебедки достигается расслаблением фрикционной ленты пружинного датчика 21, который состоит из двух стальных стаканов с набором цилиндрических пружин сжатия и двух стальных полос, обшитых тормозной лентой, соединенных шарнирно между собой и с фундаментной рамой лебедки. Механизм затяжки тормозных лент - ручной, червячного типа. Затянутая на ободе корончатого колеса тормозная лента, опирающаяся на стаканы с пружинами, образует систему, работающую как пружинные весы, реагирующие на изменение тягового усилия в буксирном канате.
Командоаппарат натяжения 10, кулачковый вал которого шарнирно связан рычажным приводом через универсальную кулису с пружинным датчиком, с возрастанием усилия в буксирном канате выше заданного значения производит при автоматическом управлении включение электродвигателя на травление каната, а при уменьшении усилия - на выбирание.
Для поддержания установленной длины вытравленного буксирного каната при автоматической работе во время буксировки на лебедке установлен командоаппарат пути 23. Он обеспечивает также снижение скорости травления, подачу светового сигнала после стравливания 35 м буксирного каната и отключение электродвигателя лебедки при стравливании 50 м каната. Командоаппарат пути приводится в действие валиковым приводом 22 с коническим зубчатым колесом, входящим в зацепление с ведущей конической шестерней, закрепленной на буксирном барабане. Циферблат командоаппарата с делениями и стрелкой указывает длину вытравленного буксирного каната в метрах. Конструкция командоаппарата позволяет устанавливать кулачковый вал на нуль или отключать его от валикового привода.
Контроль длины вытравленного буксирного каната (независимо от способа управления лебедкой) осуществляется указателем 24, который механически связан с барабаном через муфту, закрепленную на консольном конце ведущего вала командоаппарата пути.
Для определения усилия, действующего в буксирном канате, лебедка имеет указатель тягового усилия 1 рычажного типа со стрелкой и шкалой, оттарированной в тоннах по третьему и пятому слою навивки каната на барабане.
Равномерная укладка буксирного каната на барабане осуществляется канатоукладчиком 2, который приводится валиковым приводом 4 с коническими и цилиндрическими зубчатыми колесами. При ручной укладке каната на барабане каретка канатоукладчика перемещается по своим направляющим вращением маховика 3.
Для проворачивания механизма лебедки вручную (например, для смазки узлов) предусмотрена съемная рукоятка 6, надеваемая на ведущий вал редуктора со стороны центробежного тормоза.
Для буксировки на застопоренном барабане (при выключенном электродвигателе) буксирный барабан ставят на стопор 11.
Буксирное устройство – судовое устройство, механизмы и приспособления которого позволяют судну буксировать (тянуть) другое судно или быть букси-руемым. Буксирующее судно, независимо от его типа, принято называть буксиром, а буксируемый объект — возом.
Состав оборудования для буксировки зависит от принятой схемы взаимного расположения буксира и воза. Для буксировки в кильватер на длинном тросе используется букс, лебедка, в кильватер на коротком тросе — букс, гак. Буксировка в кильватер вплотную (при проводке судов во льдах) осуществляется ледоколами и судами, имеющими для этого специальное оборудование. Буксировка лагом выполняется с помощью элементов швартовного устройства, а методом толкания — сцепным устройством.
Элементы буксирного устройства подбирают в зависимости от размеров и прочности буксировочного троса. Наиболее развито буксирное устройство на буксирных судах (рис.3). Они оборудуются буксирной лебедкой, которая уста-навливается в корму от миделя на верхней палубе, причем на крупных буксирах - в закрытом помещении. Пост управления лебедкой располагается вблизи от нее для удобства наблюдения за возом и деталями проводки троса. Правилами Регистра рекомендовано управлять лебедкой с ходового мостика. Буксирные гаки, служащие для закрепления троса, могут быть открытые и закрытые, с амортизатором и без него. Применять открытые гаки не рекомендуется из-за возможного соскальзывания огона троса. Для возможности изменения направления троса буксирный гак может быть закреплен на дуге, штыре или штанге. При выборе места установки гака на судне (обычно оно находится на расстоянии 0,35-0,5 длины буксира от кормового перпендикуляра) учитывают маневренность каравана из буксира и воза и влияние возможного бокового рывка троса на остойчивость буксира. Предусматривается автоматическая отдача гака при опасном крене буксира. Для уменьшения угла между тросом и ДП судна устанавливают арочные и бортовые ограничители. При кантовках и снятии судов с мели буксирные гаки не используются, и трос закрепляется на битенгах. К деталям, обеспечивающим проводку буксирного троса, относятся букс, клюзы и арки. Конструкция буксирных клюзов — специально оформленных отверстий в фальшборте — зависит от диаметра троса. При диаметре до 15 мм кромки выреза имеют окантовку из прутка или трубы. Для тросов больших диаметров применяют литые клюзы с замкнутым контуром. На судах с буксирной лебедкой в кормовой части фальшборт оборудуется открытым буксирным клюзом с поворотными и раздвижными роульсами. Поднятые роульсы используются для буксировки с лебедки. В случае буксировки с гака поворотные роульсы переводятся в нижнее положение. Буксирные арки высотой 1,7-1,8 м предназначены для защиты людей и оборудования, расположенного на верхней палубе; устанавливаются в корму от места крепления буксирного троса поперек судна, у фальшборта делаются ниже и привариваются к планширю. Кроме фальшборта опорами для арок служат контрфорсы. В районе ДП, где арка подвержена наибольшему износу от трения скользящего по ней буксирного троса, на арке устанавливается съемная обойма. Для переноски буксирного троса с гака на битенг или наоборот в составе буксирного устройства предусматривается стопор, прикрепляемый к специальному обуху на палубе. Он устанавливается таким образом, чтобы его можно было наложить на трос независимо от того ведется буксировка с гака или с лебедки. В походном положении буксирный трос хранится на вьюшках.
Транспортные и пассажирские суда, крайне редко участвующие в букси-ровке, имеют весьма простое буксирное устройство: в носовой оконечности — по паре буксирных клюзов и кнехтов, положение которых согласовано с положением вспомогательных барабанов брашпиля; в корме — кнехт для закрепления троса, если судно выполняет функции буксира.
Рис.3 Буксирное устройство буксировщика.
1-мягкий стационарный кранец; 2-клюз буксирный с откидными роульсами; 3- клюз буксирно-швартовый; 4-арка буксирная; 5-привальный брус; 6-битенг бортовой; 7- битенг буксирный кормовой; 8- лебедка буксирная автоматическая; 9-буксирный канат; 10 – гак буксирный; 11-ограничитель буксирного каната; 12 –устройство дис-танционной отдачи буксирного каната; 13- киповая планка; 14-кнехт буксирно-швартовый; 15- вьюшка; 16- киповая планка с роульсами; 17- носовой битенг; 18 – канат буксирно-швартовый; 19- буксирная дуга; 20- канат-проводник; 21 – шпиль швартовый; 22 –обух для серьги; 23 – накладной лист.
При морских буксировках на длинном тросе применяют кильватерный способ.
В состав буксирного устройства входят (рис.4):
— Буксирная лебёдка (устанавливаемая только на морских буксирах и буксирах внутреннего плавания. Простого действия на судах внутреннего плавания, ав-томатическая – морских буксирах.
-Трос;
— Гак или направляющий блок;
— Буксирная дуга;
— Арки; буксирный клюз и ограничители буксирного троса.
Рис.4 Элементы буксирного устройства.
а) буксирный гак; б) буксирная дуга; в) буксирная арка; г) буксирный клюз; д) буксирный направляющий блок.
1-гак; 2- рычаг; 3-бугель; 4-планка упорная; 5-пружина амортизатора; 6-тяга пружины амортизатора; 7- планка нажимная; 8-буксирная дуга; 9-щека обоймы.
При подготовке корабля к буксировке необходимо разнести и надежно за-крепить буксирную брагу на юте (баке). На буксирующем корабле ходовой ко-нец буксирного троса сматывается с вьюшки, проводится через кнехты, накладывается на кормовой швартовный шпиль, выводится в кормовой палубный клюз и вновь возвращается на палубу. В основание огона ходового конца буксирного троса ввязывается проводник. Для переноса коренного конца буксирного троса с вьюшки (кнехтов, шпиля) на глаголь-гак браги в основание огона коренного конца ввязывается вспомогательный конец - свистов.
Для работы с буксирным устройством личный состав должен иметь определенные практические навыки. На механизмах и приспособлениях должны работать только лица, допущенные к их обслуживанию. Работы производятся в соответствии с расписанием по буксировке. Основные меры безопасности при работах с буксирным устройством:
— во время работы личный состав не должен находиться вблизи движущегося троса и внутри его шлагов;
— ввиду большого веса буксирного троса стравливать его разрешается только шпилем через кнехты и стопоры, стравливать вручную запрещается;
— для переноса коренного конца с вьюшки (кнехтов, шпиля) на глаголь-гак браги буксирный трос должен браться на стопоры;
— для предохранения буксирного троса от перетирания в местах перегибов следует подкладывать деревянные подушки или маты;
— при отдаче буксирного троса с глаголь — гака под натяжением на баке (юте) не должно быть личного состава;
— не следует без крайней необходимости изменять типовую схему буксировки, так как прочность устройств, за которые будет крепиться буксирный трос или брага, может оказаться недостаточной.
Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, при маневрировании в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира.
Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.
В состав буксирного устройства транспортных судов входят: буксирные тросы, буксирные кнехты (битенги) , буксирные клюзы, вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов. Помимо этого используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т. п.).Наиболее простым и в то же время наиболее распространенным способом буксировки является буксировка с гака. В этом случае суда соединяются длинным гибким тросом, который подается с кормы буксирующего судна на нос буксируемого. Портовые буксировки часто производятся лагом, когда буксир несколькими швартовными концами закрепляют у борта. При таком способе буксировки достигается хорошая управляемость, что очень важно в условиях ограниченной акватории порта (рис. 68).
Основными деталями буксирного устройства при буксировке с гака являются буксирный трос и гак. В качестве буксирных тросов применяют как растительный, так и стальной трос. Буксирный трос крепят на специальном гаке. Буксирные гаки необходимы для того, чтобы можно было в любой момент быстро отдать буксирный трос. Буксирные гаки бывают простые, полуавтоматические, автоматические. Простой гак неудобен тем, что трос можно отдать только при наличии слабины. Но часто приходится отдавать буксирный трос под натяжением в момент рывка, когда он направлен под углом к диаметральной плоскости и вызывает большой крен буксира, что может привести к опрокидыванию последнего. Быстрая отдача натянутого троса обеспечивается применением автоматических и полуавтоматических гаков.
Рис.68. Буксирное устройство судна – буксировщика.
1 – буксирный трос; 2 – мягкий кранец; 3 – буксирный клюз; 4 – буксирная арка; 5 – битенг; 6 – буксирная лебедка; 7 – буксирный гак; 8 – погон; 9 - буксирная дуга.
Гак закрепляют на буксирной дуге, расположенной в горизонтальной плоскости. Параллельно буксирной дуге часто устанавливают погон, на котором лежит гак, имеющий значительную массу. Гак к буксирной дуге крепят через пружинные амортизаторы. Большое влияние на мореходные качества буксира оказывает место установки буксирной дуги. Обычно ее устанавливают примерно посередине длины судна на высоте 1 – 1,5 м от верхней палубы. Такое положение дуги обеспечивает хорошую поворотливость буксира и удобное обслуживание буксирного устройства, но при боковом натяжении троса может вызвать опасный крен судна. Поэтому приморских буксировках, чтобы избежать боковых рывков, буксирный трос, идущий от гака, проводят через кормовой буксирный клюз. Если его нет, то трос раскрепляют оттяжками или на него накладывают цепной стопор.
Для защиты кормовой части палубы от буксирного троса устанавливают несколько буксирных арок. Высоту арок выбирают в зависимости от положения буксирного гака. Многие морские буксиры имеют автоматическую буксирную лебедку. В этом случае буксирный трос закрепляют не на гаке, а на барабане лебедки. Лебедка имеет специальное устройство, автоматически регулирующее натяжение троса. В случае увеличения тягового усилия, а также при различных рывках лебедка потравливает немного трос, чем достигается смягчение рывков. При уменьшении тягового усилия трос автоматически подбирается. К буксирному устройству следует также отнести битенги и кранцы. Битенг – чугунная или стальная тумба, предназначенная для крепления буксирных тросов и имеющая усиленное крепление к палубе. Установка вдоль каждого борта двух – трех битенгов или прочных кнехтов обеспечивает надежное закрепление тросов при буксировке лагом. Мягкие кранцы, расположенные на носу и корме буксира,позволяют избежать вмятин обшивки судна при подходе буксира к борту.
Способы крепления буксирного каната . Вынужденные буксировочные операции по спасению аварийных судов выполняются транспортными судами или буксирами-спасателями. На транспортных судах буксирное устройство устанавливается на случай аварийных буксировок и поэтому запрещается использовать буксирный трос для иных целей. Для морской буксировки применяется стальной гибкий трос. Недостаток стального троса – его малая эластичность. Поэтому морские буксировки производят при большой длине буксира (400 – 500 м) или в трос включают две – три смычки якорной цепи. Благодаря большой длине и значительной массе трос провисает и смягчает рывки. Большой эластичностью также отличаются тросы из синтетического волокна, поэтому их целесообразно использовать при морских буксировках.
На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных буксировках – еще и от погодных условий. Во всех случаях должно быть обеспечено надежное крепление тросов и предусмотрена возможность изменения длины буксирного троса и егонемедленной отдачи.
Рис.69. Кренпление буксирного троса на кнехтах.
Крепление буксирного троса на буксируемом судне. Самым простым способом является крепление буксирного троса непосредственно на кнехтах (рис. 69). Такой способ можно использовать при буксировке небольших судов на короткое расстояние в стесненных условиях плавания, где требуется часто выбирать и потравливать буксир. Но в этом случае необходимо тщательно осмотреть кнехты, и если они не особенно надежны, то их надо подкрепить (рис.70).
Рис.70. Подкрепление кнехтов.
1-такелажная скоба; 2-талреп; 3 - палубный обух.
При морской буксировке на дальние расстояния используется способ крепления буксирного троса к двум или одной якорным цепям.
Иногда целесообразно буксирный трос закрепить прямо за якорь. Наличие тяжелого якоря значительно улучшает работу буксирной линии в целом. Но в этом случае необходимо продумать способ соединения с якорем, так как простое набрасывание огона троса на лапы якоря не обеспечивает надежности соединения из-за возможности перетирания троса об острые края головной части якоря. Если нельзя использовать якорные цепи, то приходится заводить брагу. Брага – стальной трос, который заводят за жесткие корпусные конструкции (рубки, комингсы грузовых люков) с распределением нагрузки на возможно большее число точек, причем без резких перегибов троса. На углах под брагу крепят деревянные брусья. Для экстренной отдачи браги используется глаголь-гак.
|
Рис.71. Варианты крепления буксирного троса за становой якорь.
1 – буксирный трос; 2 – становой якорь; 3 – якорная цепь; 4 – стальной проводник.
Крепление буксирного каната на буксирующем судне. На корме должна быть предусмотрена возможность легкой и надежной отдачи буксирного каната в случае вынужденной остановки в море и опасного сближения с буксируемым судном, а также внезапной угрозы столкновения.
Данным способом удобнее крепить буксирный канат на равнопалубных судах, проводя брагу вокруг комингса кормового трюма. На кнехт следует накладывать такое число шлагов браги, которое допускается его нагрузкой. Оставшаяся часть тягового усилия должна быть передана на комингс грузового люка или на другие прочные конструкции, расположенные на палубе судна. Трос браги следует брать такой прочности, как и буксирный, или делать его из нескольких шлагов. По достижении судами полной скорости буксировки необходимо осмотреть буксирное устройство. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства. У места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство. Все суда, когда они идут на буксире, рыскливы. Предотвратить рыскание при помощи руля возможно лишь в том случае, если скорость рыскания позволяет рулевому удерживать судно на курсе.
Буксировка судов во льдах ледоколами . В тяжелых ледовых условиях или при повреждении проводимых судов может возникнуть необходимость буксировки их ледоколом (рис.72).
Рис.72. Буксировка транспортного средства.
Подготовка проводимого судна к буксировке заключается в следующем:– Якоря убирают на палубу, что необходимо для продевания буксирного стропа ледокола через якорные клюзы, а также во избежание поломки якорей и повреждения борта ледокола. Суда при плавании в ледовых условиях должны быть всегда готовыми к поднятию якорей на палубу.– На баке судна готовят в достаточном количестве бросательные концы и тросы-проводники со скобами для приемки буксира с ледокола.– Заранее готовят все необходимое для принятия и крепления «усов» на палубе судна, для чего через клюзы заводят стальные тросы-проводники со скобами, предназначенные для присоединения их к концам «усов», которые будут протаскиваться через клюзы на палубу.– Необходимо предусмотреть быструю отдачу буксирного стропа, поданного с ледокола. Один из способов крепления стропа заключается в том, что выходящие через якорные клюзы на палубу огоны «усов» связывают манильским или пеньковым тросом. Для отдачи буксира этот найтов рубят. Чтобы это можно было сделать без малейшей задержки, под найтов плотно подкладывают деревянный брус. При буксировке нужно вблизи найтова выставить вахтенного матроса, снабженного топором.
При ледовой проводке в сплоченном тяжелом или торосистом льду применяют буксировку ледоколом вплотную. При этом способе буксировки ледокол подтягивает проводимое судно вплотную в свой кормовой вырез. Для буксировки вплотную используется специальный буксир «усы» – короткий стальной трос с огонами на концах, которые пропускаются через якорные клюзы буксируемого судна. Буксируемое судно должно идти строго в диаметральной плоскости ледокола. На резких поворотах во льду ледокол должен сбавлять скорость, чтобы избежать обрыва буксирного стропа. При буксировке судов большого водоизмещения или большой длины ледокол управляется плохо. В этих случаях при поворотах на буксируемом судне необходимо класть руль в противоположную сторону и переходить к нормальному управлению, как только ледокол начнет выправляться на канале или на курсе.
При буксировке в тяжелых льдах нельзя крепить буксирные тросы за швартовные кнехты или брашпиль, которые не рассчитаны на большие нагрузки и при приложении такой нагрузки будут срезаны или выворочены.
Вопросы и задания для самопроверки:
Какие рулевые устройства называются пассивными?
Какие рулевые устройства называются активными?
Что такое активный руль?
Назначение подруливающих устройств?
Что такое раздельные поворотные насадки?
Какие достоинства рулевого устройства AZIPOD?
Что такое румпель?
Какие виды рулей бывают?
Назначение гельмпортовый трубы?
Назначение и расположение рулевого привода?
Какая длина смычки якорной цепи?
Виды смычек якорной цепи?
Какие бывают якоря?
Что называется калибр цепи?
Какие виды палубных стопоров вы знаете?
Для чего служат якорные и палубные клюзы?
Как следует отдавать якорь на большой глубине?
Какое назначение брашпиля?
В какие сроки якорные цепи должны быть предъявлены инспекции Регистра РФ для освидетельствования?
Назначение цепного ящика?
Какие бывают подъемные механизмы якорного устройства?
Назначение звена Кентора?