боевое искусство Рукопашный бой

 www.ogorodnikov-rs.ru © 2011г.

Русское боевое искусство Огородников С. А. Огородников Сергей Александрович
Русский стильрукопашный бойфотографии рукопашного боя рукопашного боякотакты Огородникой С. А,
Русское  искусство
боевое

МЕНЮ РАЗДЕЛА ИНФО


федерация

ФОТО

Русский стиль
перейти в эту галерею
Смотреть, чтобы видеть.

боевое исскуство

К труду и обороне

БУДЬ ГОТОВ!

русский бой
Русский стиль. Занятия рукопашным боем
Яндекс.ПогодаКаталог Спортивных Организаций SportSchools.ru
рукопашный бой
рукопашка

ВОСПИТАТЬ НАСТОЯЩЕГО МУЖИКА!

Этим решил заняться красноярский музыкант Александр Трофимов и открыл Школу русских мужских традиций.



Его уроки в Красноярском городском ДК для местных мальчишек - сплошное удовольствие. И поиграть можно, и интересные физические упражнения выполнить, и рассказы о русском воинстве послушать. А если раз увидеть, как сам Александр Владимирович управляется с палкой или нагайкой, то обязательно захочется этому научиться.

Сам Трофимов утверждает, что он лишь воспроизводит то, что когда-то для русского мальчика было естественным, что составляло суть мужского воспитания, и что потерялось во времени, ушло (или ушли?) под натиском чужого и безродного.

- Встали на круг! - прозвучала негромкая команда тренера, или как раньше говорили - боевого старосты. Только что егозящие мальчишки присмирели, враз стали молодецкой стенкой, готовой к любому отпору, хоть сейчас в бой.

- А теперь плясать! - следует новая команда.

- О-о, брейк! - хохотнул один мальчишка и осёкся. Под русский наигрыш, что сопровождает каждое занятие как звуковой фон, нелепо дрыгаться. Ребята, которые занимаются второй год, это осознали в полной мере. Без стеснения и с явным удовольствием пошли вприсядку. Тоже, однако, классная тренировка!

- Как здесь всё интересно! А Сашеньке-то как нравится! После первого же занятия частушки выучил. Какие они жизнеутверждающие, прелесть! - делится впечатлениями бабушка самого младшего участника, четырёхлетнего Саши. На занятия к Трофимову его привела мама, "чтоб мужчиной вырос". С теми же настроениями привели своих непосед и тихонь другие мамы. Мужского воспитательного начала в детсаде, школе, да и в семьях сейчас не хватает!

...Мальчишки, пыхтя, шли на отжимания. Новичок Саша, растопырив ручонки, старательно пытался оторвать от пола туловище. Получалось вразнобой, то ноги поднимутся, то голова. "Давай! Ещё разок!" - подбадривал Александр, поддерживая его.

У Миши, что чуть постарше, всё лучше и лучше получается. У него и стаж занятий больше. Возраста мальчишки разного, от четырёх до двенадцати лет. Но сдружились, "сработались". Если у кого-то что-то не получается, стараются помочь, а если справились с заданием, радуются как общей победе.

- Миша, ну что ты не можешь это колесо сделать?! Смелее от пола отрывай ноги! Вот я - 102 килограмма веса, а кручу! - учитель-тренер не только берёт мальчишку на слабо, а и сам в момент проворачивает это неподдающееся колесо, на землю возвращаясь в боевой стойке.

С нетерпением дожидаюсь конца занятия, чтобы поделиться восхищением и изумлением от увиденного и услышанного. Спросить хотелось о многом... Русская традиция - это что, это как? Напиться и подраться? Пожалуй, сейчас именно такие представления закрепились за понятием "русского".

Вот такой подмене, общему забытью исконного и воспротивился Александр Трофимов, артист-вокалист Красноярского государственного ансамбля русской песни "Сибирская вечора". Через фольклор, на котором вырос профессионально и творчески, он и пришёл к мальчишкам.

- В общем-то, даже по репертуару всех народных коллективов, по сборникам фольклорным можно заметить преобладание женского начала в народной культуре, - начал рассказ Александр. - В основном все песни материнские, девичьи. Мужская традиция даже по песенной линии представлена довольно слабо. Я был в нескольких фольклорных экспедициях в Богучанском, Большеулуйском, Емельяновском районах, поющих бабушек мы записали много, а вот чтоб дедушек... Это вообще редкий случай.

Сейчас "мужская" линия возрождается разве что в казачьих песнях и плясках. Но ведь мужчины на Руси были не только казаками, но и воинами, ратниками! На самом деле, в русской национальной культуре скрывается богатейший мужской пласт - и песни, и боевой пляс, и кулачный бой. Признаюсь, я сам открыл это уже в институте. И был, как все новички, ошеломлён богатством и оригинальностью разных стилей, направлений. Кстати, именно от нашего русского боевого искусства многое используется в модной капоэйре - афро-бразильском боевом стиле. Сейчас капоэйра на пике славы, как когда-то карате. Впрочем, у нас часто своё не замечают, а чужому поклоняются.

Когда наш ансамбль "Сибирская вечора" был в Америке, мы выступали в библиотеке Конгресса США. Я в одном номере топором работал. Ко мне потом подошли ребята из Бразилии и говорят, как много похожего в наших стилях, вы это от нас взяли? Да нет, отвечаю, это вы у нас научились. На моментах русского боевого искусства основана и знаменитая технология самообороны Кадочникова, сегодня признанная лучшей во всём мире.

Русской мужской традиции я посвятил свой диплом, моим научным руководителем был Владимир Дудинский, он же и руководитель нашего ансамбля. Поначалу сведения собирал по крупицам. Книг практически никаких, у меня и компьютера не было, просил друзей порыться в Интернете. Многое мне подсказал педагог, известный красноярский музыкант, подвижник казачества Николай Шульпеков, многое я взял от Игоря Горева, красноярского фольклориста, руководителя ансамбля "Живая старина". Так вышел на методику Григория Базлова из Твери, основателя школы "Буза", которая продолжает и развивает северо-западную традицию русского рукопашного боя.

Сейчас вообще активно в стране развивается система клубов русского стиля, но в Красноярске и крае это представлено очень слабо. Да, в общем-то, от Новосибирска до Дальнего Востока - это пока только в зачатке. А вот в европейской России, особенно на Северо-Западе, много и клубов, и направлений. В некоторых городах это вошло в систему физвоспитания в школах. Завидую!

Как признаётся Александр Трофимов, на создание Школы русских мужских традиций его раззадорило поклонение сибиряков перед восточными единоборствами. И правда, куда ни глянь - всюду объявления о наборе в секцию ушу или карате, дзюдо или айкидо. Конечно, это спорт, и "довольно боевой", но всё же не родной нам, может, потому и на воспитание патриотизма плохо срабатывает. А как сказывается на мальчишках то, чем занимается Александр Трофимов в Школе русских мужских традиций, было видно, как нехотя они собирались домой после занятия, как продолжали гореть интересом их глаза.

- Почему у вас занимаются только мальчики? В секциях восточных единоборств есть и девчонки.

- В нашем деле девочек не увидишь. Это не в национальных традициях. На Руси не было амазонистых барышень, в чести были женственность, домовитость, материнство. (И правда, как-то не представить, чтобы плывущая лебёдушкой девица вдруг вскричала "Кья!" и встала в боевую стойку... - Т. А.) Защищать и воевать было делом мужчины. Русские всегда были умельцами ратного дела, к этому готовили сызмала, это воспитывалось на примере старших, уж никак не минующих игровые бои на Масленицу, Семик, Купалу. Не только сыновья крестьянские, но и княжеские, боярские проходили такую науку, знали песни и пляски.

- А не боитесь, что за утверждение русского боевого искусства вас обвинят в национализме, а то и похлеще?

- Ну, во-первых, никакого экстремизма, утверждения национального превосходства в русской мужской традиции нет. Даже в частушках "под драку", хотя некоторые ну такие угрожающие, ну такие "бандитские"... На самом деле эта грозность песенная, просто такая установка на победу, бесстрашие, как призыв к себе "не бояться!" На унижение другого, даже противника, даже намёка нет. И в кулачном бое нет ничего террористического, всё по правилам честной и гуманной борьбы.

И потом, все молодецкие забавы, не говоря уж про боевой пляс, всегда шли в музыкальном сопровождении. А когда играет гармошка, увечной драки или конфликта не будет. Я в разных местах, в разной обстановке общался с людьми разных национальностей и никогда не возникало даже приблизительно конфликтной ситуации. Однажды как-то "на привале" мы встретились в тесном кругу с ребятами - выходцами с Кавказа. Я играл на гармошке, мы пели. Они были в таком восторге от нашей народной музыки, так горячо благодарили.

Везде к нам, посланцам русской культуры, относятся с огромным уважением. Уверен, там, где есть настоящее русское, где прочные национальные традиции, конфликтов межнациональных никогда не будет. Ведь главное - это дух, уважение к своей культуре. Если ты сильный, умеешь за себя постоять и уважителен ко всем и бит не будешь. И по тебе, мужчине, сильному и доброму, будут оценивать наш русский народ. Это я и стараюсь вложить в мальчишек.

...И пошли они кувыркаться, и колесо крутить, а потом играли и с таким извечным детским азартом кричали: "Раз-два-три, растяпа ты!". Здорово это у них получалось! Как было бы здорово, если бы все наши мальчишки проходили через такую школу и вырастали на дедовских заветах, с почитанием рода своего и умели держаться стенкой!

***

И пошли кулачки...

Известная русская народная песня "Барыня" - это и есть боевой пляс. Борьбу за барышню начинали, выделывая коленца, дети, за ними вступали парни, а затем уж и взрослые.

Существовало несколько разновидностей кулачного боя: стенка на стенку (стеношный бой) - схватка двух линий (стенок) между собой и сцеплялка-свалка. Эта старинная народная потеха имела строгие правила: бить до первой крови ("мазку не бьют"), бой должен вестись голыми руками или в рукавицах, не допускалось вкладывать в рукавицы никаких твёрдых предметов (закладки или пятаки), бить с подножкой, ногами, со стороны, сбоку, если тебя не видят ("бить с крыла"), биться по-увечному, нельзя нападать на лежачего или того, кто присел. К бою не подпускали пьяных, а у кого обнаруживали припрятанный за пазухой камень, того били и свои, и противники.

Русский кулачный бой называют прообразом группового бокса. Первые упоминания о такой боевой забаве есть в русских летописях ХI века. Как писал историк Николай Костомаров, массовые бои "делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне". В таких боях физическая сила была отнюдь не приоритетом, о чём и русская поговорка: "Не силой бьются, а сноровкой".

С расширением границ государства Российского и вхождении в него разных народов, кулачные бои освоили и полюбили и чудь, и татары, и мордва. Фёдор Шаляпин, сам большой любитель и активный участник "кулачков", так описывал это действо: "Сходились с одной стороны мы, казанская Русь, с другой - добродушные татары... и скудная красотою и силою жизнь становилась сказочной".

Из кулачных боёв, с Дорогомиловской стенки, вырос знаменитый российский боксёр начала ХХ века Нур Алимов по кличке Кара-Малай, ставший в 1915 году абсолютным чемпионом Москвы по боксу. Из "кулачников" и первый советский чемпион по боксу, начинавший блистательную боксёрскую карьеру ещё до революции, Павел Никифоров.

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.

Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.

http://www.krasrab.com/archive/2013/01/26/13/view_article


 

бой
Русский стиль
Главная Информация Фотографии Видео Контакты

ОГОРОДНИКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - тел.: +79506037836
  www.ogorodnikov-rs.ru
© 2011г.

Создание сайтов в Нижнем Новгороде, продвижение сайтов в России
федерация Русский стиль